Муниципальное образовательное учреждение
«Челутайская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по ВР директор школы
_______________Жалсанова Н.Ц. ____________Базаргуруев Ж.Б.
«01» октября 2017 г. «01» октября 2017 г.
Традиционное ручное ткачество
(Живая нить)
Авторская образовательная программа
Дополнительного образования
Для учащихся 5-8 классов
Общеобразовательных учреждений
(срок реализации программы 2 год)
Автор: Болотова Валентина Николаевна
учитель технологии высшей категории
Челутай 2017
Пояснительная записка
Являясь одним из древнейших видов декоративно–прикладного искусства — бурятское традиционное ручное ткачество в настоящее время начинает привлекать внимание людей. Потому что сейчас начали увлекаться шитьем стилизованных костюмов в национальном стиле. Знание и умение плести национальные шнурки становится очень востребованной. В связи с этим в дополнительное образование введен кружок традиционного ручного ткачества Живая нить (Алтан утаhан) с национально-региональным компонентом, который способствует формированию учащихся художественной культуры, художественно-творческой активности. Главное – это соответствие с программой и удовлетворение потребностей, освоить технологию творчества и сформирования знания, умения выполнять различные технологические операции.
Одним из направлений творческой проектной деятельности является дизайн изготовления шнурков и одновременно создание художественно эстетических изделий. Поэтому тема дополнительной образовательной программы плетение и возрождение традиционных шнурков достаточно актуальна для средних классов, которые осознают, что плетение шнурков целая наука и её можно развивать дальше.
Новизна дополнительной образовательной программы «традиционное ручное плетение бурят» заключается в интегрировании метапредметных знаний и умений по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология», «Мировая художественная культура», «Информационные технологии», «Родной язык и литература» и создания благоприятных условий для творческой самореализации личности учащегося.
Важным условием реализации программы является исследовательская работа, информатизация образовательного процесса, применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала, использовании ИКТ при проведении практических работ.
Содержание программы «Традиционное ручное ткачество» качественно отличается от базового: оно не представлено ни в одном из школьных предметных курсов, основывается на анализе научно — популярной и учебной литературы по теме, личном педагогическом опыте автора программы.
Цель данного курса: познакомить учащихся со сферой деятельности ручного плетения разных народов, дизайн одежды и научить выполнять дизайн-проект, развивать интерес к народному искусству, сохранять традиции и уникальность ручного труда.
Задачи курса:
— расширить знания учащихся об уникальности ручного труда
— познакомить с приемами и методами, спецификой творчества дизайнера
- способствовать выявлению и развитию творческих способностей учащихся, фантазии и дизайнерского мышления;
- совершенствовать идейное мировоззрение подростков.
По программе курса «Технология» в разделе «Рукоделие» учащиеся 6-8 классов знакомятся с традиционными ручными работами как вышивание, вязание, макраме. И эти темы обычно вызывает неподдельный интерес у учащихся. Это и послужило идеей создания программы для девочек старшего возраста, которая ориентирована на подростков 13 – 15 лет.
В программе «Традиционное ручное ткачество» вводятся новые понятия ручной работы: сохимол, сомпи, тууза, композиционный центр, цвет в композиции, элемент композиции; а также понятия по основам проектирования: дизайн — анализ, дизайн спецификация, художественный образ в проектировании, методы проектирования, проектное изделие и другие.
Программа «Традиционное ручное ткачество» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Каждое занятие состоит из теоретической и практической части: изучения различных видов ткачества, работа с материалами, что предусматривает достаточно высокий уровень самостоятельности каждого участника. Для учителя важно не только «дать» учащимся теоретическую базу, но и сформировать их личностное отношение к полученным знаниям, а также научить применять эти знания в своей практической деятельности. При выполнении практических работ, учащиеся, кроме освоения технических приемов работы, включаются в решения задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Каждая тема курса предусматривает определённую форму практической работы: ручное ткачество, плетение, модельерский набросок, дизайн — анализ плетения, образцы отделки одежды, стилизованное женское платье и блузки, безрукавники на эти манекены и др.
По завершению курса занятий по программе «Традиционное ручное ткачество» предусматривается разработка, изготовление и защита каждой ученицей индивидуального дизайнерского проекта как результата решения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы. Не исключается и возможность разработки учащимися коллективного итогового проекта по общей тематике.
Таким образом, в основе реализации содержательной части программы – принцип деятельностного подхода. Полученные знания, умения и навыки имеют широкую практическую направленность, применимы в жизни, развивают и воспитывают личность подростка, способствуют самоопределению в выборе профессии.
Созданные старшеклассниками дизайн – проекты планируется представить на выставках декоративно-прикладного творчества, фестивалях проектов, учебно–исследовательских конференциях разных уровней.
Также эта программа предусматривает один из важных компонентов введения в учебный предмет «Технология» в раздел «Рукоделие» национально-регионального компонента. Главное – это соответствие с программой и удовлетворение потребностей, освоить технологию творчества и сформирования знания, умения выполнять различные технологические операции.
Образовательная программа «Традиционное ручное ткачество» была апробирована в 2012- 2014 учебном году на базе МОУ «Челутайская средняя общеобразовательная школа» села Челутай Агинского района Забайкальского края в качестве программы кружка для старшеклассниц.
Образовательная программа «Традиционное ручное ткачество» может быть рекомендована учителям технологии общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования и другим специалистам в области рукоделия, декоративно — прикладного искусства и дизайна.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ |
Темы |
Количество часов | Форма контроля по теме | |
теор | прак | |||
1 | Вводное занятие. Ручное ткачество у разных народов. |
2 |
2 |
Создание презентации |
2 | Закономерности ручного ткачества | 1 | 2 | Характеристика предложенного учителем изделия |
3 | Цветовое решение в ткачестве | 1 | 2 | Цветовое решение при ручном ткачестве |
4 | Декоративная отделка костюма как элемент композиции. | 2 | 2 | Идеи решение творческой задачи: стилевое преобразование изделия с помощью отделки; выполнение образца отделки (по выбору). |
5 | Ткачество «сохимол» на 3-4 пальцах | 1 | 3 | Изготовление «сохимол» лент для закладки книг |
6 | Ткачество «сохимол» на 5-6 пальцах | 3 | Изготовление «сохимол» | |
7 | Ткачество «сохимол» 7-8 пальцах | 3 | Изготовление «сохимол» | |
8 | Проектирование изделия:
Подготовительный этап проекта
|
1 |
3
|
Формулировка проблемы.
Цель и задачи Идеи для её решения. Выбор лучшей идеи. Дизайн – анализ изделия |
9 |
Технологический этап проекта
|
1
|
3
|
Изготовление проектного изделия по разработанным в ходе прохождения курса идеям. |
10 |
Итоговый этап проекта | 1 | 1 | Подготовка к презентации проекта |
11 | Итоговое занятие | 1 | Защита проекта. | |
Итого: | 10 | 25 |
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ |
Темы |
Количество часов | Форма контроля по теме | |
теор | прак | |||
1 | Применение пуговиц – «сомпи» и украшений для шапок — «дэнзэ» в стилизованной одежде | 2 | 2 | Создание презентации |
2 | Изготовление «сомпи» на основе тканых лент | 6 | Изготовление «сомпи» — пуговиц, украшения для шапок «дэнзэ» | |
3 | Применение лодыжек в ткачестве | 1 | 5 | Идеи решения творческой задачи: (эскизы, дизайн изготовления комплекта украшений, дизайн — анализ) Изготовление украшении (кулонов, цепочек), |
4 |
Ткачество на ручном станке «Тууза сохилго» |
2 |
8 |
Изготовление тканых лент для украшения дэгэлов, стилизованных платьев, безрукавки, поясов. Разработка слайдов для презентации |
Проектирование изделия:
Подготовительный этап проекта
|
1 |
2
|
Формулировка проблемы.
Цель и задачи Идеи для её решения. Выбор лучшей идеи. Дизайн – анализ изделия |
|
5 |
Технологический этап проекта
|
1
|
2
|
Изготовление проектного изделия по разработанным в ходе прохождения курса идеям. |
6 | Итоговый этап проекта | 1 | 1 | Подготовка к презентации проекта |
7 | Итоговое занятие | 1 | Защита проекта. | |
8 | Итого: | 8 | 27 |
Содержание программы 1 года обучения
- Ручное ткачество у разных народов.
Теоретическая часть: История развития ручного ткачества у разных народов. Этапы выполнения проекта.
Практическая часть: Создание слайдов для мультимедийных презентаций: «Ручное ткачество в современном мире», «Мастерицы по изготовлению изделий из ручного ткачества».
- Закономерности ручного ткачества
Теоретическая часть: Понятие терминов — «Сохимол», «Сомпи», «Тууза». Характеристика предложенного учителем изделия, контраст изделия.
Практическая часть: Составление характеристики изделий с использованием изученных понятий.
- Цветовое решение в ткачестве.
Теоретическая часть: Свойства цветов. Цветовая гармония. Особенности фактуры и цвета нитей. Цвет как информационный фактор в изделии
Практическая часть: Цветовое решение в тканых изделиях.
- Ткачество «сохимол».
Теоретическая часть: изучение технологии выполнения ткачества «сохимол», подбор и изучение разноцветных нитей: шерстяных и синтетических пряжей, нитки мулине, шелковых и обычных ниток в несколько сложении.
Практическая часть: изготовление разноцветных шнурков, лент для волос, закладки для книг или тесьму для отделки стилизованных платьев, кофт, национальных дэгэлов, безрукавок и т.д.
Содержание программы 2 года обучения
- Применение пуговиц – «сомпи» и украшений для шапок — «дэнзэ» в стилизованной одежде.
Теоретическая часть: История развития и применение пуговиц «сомпи», украшении для национальных шапок – «дэнзэ». Этапы для выполнения проекта
Практическая часть: Создание слайдов для мультимедийных презентаций: «Применение «сомпи» в современном мире», «Мастерицы по изготовлению «сомпи» и украшении для шапок – «дэнзэ».
- Изготовление «сомпи» на основе тканых лент и шнурков.
Теоретическая часть: изучение технологии выполнения пуговицы «сомпи», их применение в одежде.
Практическая часть: подготовка лодыжек к работе. Подбор тканых лент и шнурков. Изготовление пуговицы — «сомпи» и украшения для шапок — «дэнзэ».
- Применение лодыжек в ткачестве
Теоретическая часть: Понятия терминов: «пропорции», «зрительные иллюзии». Причины и виды зрительных иллюзий. Использование зрительных иллюзий в изготовлении различных кулонов и поясов.
Практическая часть: обработка лодыжек, создание эскизов изготовления различных видов кулонов и поясов.
- Ткачество на ручном станке «Тууза сохилго»
Теоретическая часть: ознакомление с оборудованием и материалами для ручного ткачества: дощечки — берда и специально изготовленных из нити ручного станка — нитчанкой. Изучение технологии тканья «тууза».
Практическая часть: Заправка ниток, восстановление обрыва уточной нити во время процесса ткачества, контроль рисунка, раскручивание нити во время плетения ленты — «тууза».
- Создание и защита творческого проектного изделия.
Теоретическая часть: Подготовительный, технологический и итоговый этапы проекта.
Практическая часть: Изготовление проектного изделия по разработанным в ходе прохождения курса идеям. Подготовка к презентации проекта. Защита проекта.
Планируемые результаты
По завершению курса «Традиционное ручное ткачество» учащиеся должны:
Знать:
— терминологию: ткачество, пропорции, отделка, комплект, ансамбль, дизайн, дизайнер, метод проектирования, проектное изделие, дизайн – анализ, дизайн спецификация, дизайн – папка;
— историю развития ручного ткачества, композицию цветовых решений, законы зрительных иллюзий, принципы цветоведения; задачи, приёмы и методы работы мастеров ручного ткачества; тенденции в развитии ручного ткачества.
Уметь: использовать средства и свойства композиции, применять в работе нетрадиционный материал, решать творческие задачи по дизайну ткачества, разрабатывать проект, составлять мультимедийные презентации для защиты творческих проектов.
Формы и методы контроля, критерии оценок
Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную воспитательную и корректирующую функцию.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры выполняемых творческих работ.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в виде творческого просмотра.
Итоговый контроль демонстрирует умения реализовать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, литературой.
Итоговая аттестация проводится в форме организации выставки.
Результатом 1 года обучения является участие в международной конференции «Буряад хэлэн: тyyхэ ба хугжэлтэ». Руководителем и членами кружка проведен Мастер — класс по традиционному ручному ткачеству «сохимол» на 3 – 8 пальцах. Руководителем презентовано изготовление пуговицы «сомпи». Где все были поощрены грамотами.
Критерии оценок
Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.
отлично — ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.
Хорошо — ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
удовлетворительно — ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
Методическое обеспечение учебного процесса
Для успешного решения задач программы «Традиционное ручное ткачество», учитывая возрастные особенности учащихся, рекомендуется использовать технологию сотрудничества и следующие методы обучения:
— словесные (мини – лекции, беседы);
— наглядные (демонстрация слайдов, иллюстраций, приёмы работы по технологическим картам);
— частично – поисковые, исследовательские и практические (зарисовка эскизов, выполнение и изготовление изделия, создание компьютерной презентации, решение творческих задач и т.д.)
Для активизации мыслительных процессов учащихся необходимо применять проблемное обучение, коллективные формы работы, метод мозгового штурма для поиска решения творческих задач и другие методы. На занятиях целесообразно использовать основные приёмы формирования мыслительных процессов (сравнение, анализ, синтез, перенос знаний в новую ситуацию).
Важным условием для повышения мотивации учащихся является использование на занятиях ИКТ, это значимый фактор реализации программы. Применение компьютерной техники (компьютер, плазменная панель или экран и проектор), компьютерных программ (пакет программ Microsoft Office) для демонстрации иллюстрационного материала позволит повысить уровень усвоения знаний и положительно отразится на качестве практических работ учащихся. На занятиях желательно использовать созданные учителем компьютерные тематические мультимедийные презентации (примеры таких разработок приводятся как дидактический материал к программе на электронном носителе).
Каждое занятие программы «Традиционное ручное ткачество» состоит из теоретической и практической части.
Применение компьютерных мультимедиа презентаций особенно важно при изучении теоретического материала тем: «Ручное ткачество у разных народов», «Цветовое решение в ткачестве», «Ткачество «сохимол», при защите творческих проектов и др.
При проведении практической работы по выполнению ручного ткачества оправдано применение таких мультимедийных технологических карт обучающего характера, как «технология изготовления «сомпи» — пуговицы из «сохимол»», «Технология изготовления шнурков или закладки дерганьем из 3 петель», и т.д. Технические возможности данных пособий позволяют задать необходимый промежуток времени воспроизведения любого слайда для работы учащихся.
При организации практической работы необходимо учитывать специфику задания и применять как индивидуальную, так и групповую форму. Например, при изготовлении тканых шнурков каждый работает отдельно и самостоятельно, а при решении творческой задачи по созданию изделия – кулонов с применением лодыжек рациональнее объединить учащихся в группы.
Для выполнения практических работ по темам программы необходимо обеспечить наличие у каждой ученицы:
— станков для крепления ниток
— пряж и ниток;
— ножниц
— электронных носителей информации.
— (хэб) — бердечко, нитчанка
Деятельность учителя на занятиях имеет направляющий характер: организация работы учащихся, работа с технологическими картами, помощь в выборе темы проекта, организации защиты проекта.
В графе «Форма контроля по теме» структурного элемента «Учебно- тематический план» данной образовательной программы дан перечень практических работ, выполняемых учащимися. При работе девочки могут предложить свои варианты, так как они могут найти другие решения вариантов, при выполнении работ с некоторыми отклонениями, хотя предложенная педагогом форма работы была другая. Творческие поиски учащихся позволяют создать новые изделия.
Технологические карты представлены в электронном варианте как приложения к данной программе.
По завершению курса занятий по программе «Традиционное ручное ткачество» предусматривается разработка, изготовление и защита индивидуального или коллективного дизайнерского проекта.
Литература для учащихся
- Голстунский К.О. Монгольско — русский словарь. – Спб. – т.3.
- Грибанас Л.А. «Художественные ремесла народов Бурятии»
- Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян.
- Левинсон-Нечаева М. Н. Ткачество Сборник тр. ГИМ. — М., 1959. —
Вып. 33 .-С. 25-28.
- Рогов О. П. Энциклопедия народного умельца. М. Вече. 2000 г. — 448 с.
- Сысоева Н. И. Касимовское народное ткачество XIX — нач. XX вв. — М.:
Госметпромиздат, 1963. — 26 с.
- Темерин М. Ручное ткачество. Русское декоративное искусство XIX-
начала XX веков. — М.: Искусство, 1965
Литература для учителя
- Архипов Г. А. Марийцы ХИ-ХШ века. — Йошкар-Ола, 1982. — 85 с.
- Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. — М.: Наука, 1973. — 216 с.
- Голстунский К.О. Монгольско — русский словарь. – Спб. – т.3.
- Грибанас Л.А. «Художественные ремесла народов Бурятии»
- Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян.
- Левинсон-Нечаева М. Н. Ткачество Сборник тр. ГИМ. — М., 1959. — Вып. 33 .-С. 25-28.
- Программа курса “Народные промыслы” Сельская школа – 2001. – № 6.
- Рогов О. П. Энциклопедия народного умельца. М. Вече. 2000 г. — 448 с.
9. Сысоева Н. И. Касимовское народное ткачество XIX — нач. XX вв. — М.: Госметпромиздат, 1963. — 26 с. - Темерин М. Ручное ткачество. Русское декоративное искусство XIX- начала XX веков. — М.: Искусство, 1965
- Щербакова Л.П.Изучение ткачества в школе. Школа и производство 1998 — № 4, 6.
Тема: Ручное ткачество
Технологическая карта.
Ручное ткачество дерганьем из 3 петель.
Оборудование и инструменты: пряжа, ножницы, станина.
№ | Содержание работы | Последовательность
Работы |
1 | Для работы требуется:
Один конец привязать к крючку или к неподвижному предмету (труба, ручка двери, к спинке стула и т.д.), нить распределить на 3 равные части выровнять, другой конец привязать к тому же крючку.
|
|
2 | Надеть концы 2 петель на пальцы левой руки – указательный и средний палец, 3-ю петлю на указательный палец правой руки.
Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.
|
|
3 | Развернуть пальцы правой руки, держащие петли, в сторону большого пальца. В петлю правой руки продеть средний и большой палец. В этой петле окажется указательный, средний большой палец.
|
|
4 | Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем правой руки снять снизу петлю со среднего пальца левой руки. Петля, которая была на указательном пальце, должна остаться на среднем пальце, а петля, которая снята с левой руки, должна остаться на указательном пальце правой руки.
|
|
5 | В петлю, (оставшуюся на левой руке), на указательном пальце продеть средний и большой палец. Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем левой руки снять петлю со среднего пальца правой руки с нижней стороны. Петля, которая была на указательном пальце должна остаться на среднем пальце, а петля, которая снята с правой руки, должна остаться на указательном пальце левой руки.
|
|
6 | Так продолжаем, пока все петли не окажутся переплетенными до конца. После каждого действия развести обе руки в стороны и потянуть петли, чтобы нити оказались переплетенными круче и плотнее.
|
Тема: Ручное ткачество
Технологическая карта.
Ручное ткачество дерганьем из 4 петель.
Оборудование и инструменты: пряжа, ножницы, станина
№ | Содержание работы | |
1
|
Для работы требуется:
Одна или несколько разноцветных ниток длиной 4,5 метра. Если подготовлены нити из нескольких цветов, то их нужно выровнять по длине и связать их в пучок.
|
|
2 | Один конец привязать к крючку или неподвижному предмету (труба, ручка двери, к спинке стула и т.д.), нить распределить на 4 равные части выровнять, другой конец привязать к тому же крючку.
|
|
3 | Надеть концы 3 петель на пальцы левой руки – указательный и средний, безымянный палец, 4-ю петлю на указательный палец правой руки.
Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.
|
|
4 | Развернуть пальцы левой руки, держащие петли, в сторону большого пальца. В петлю правой руки продеть средний и большой палец. В это петле окажется указательный, средний и большой палец.
Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем правой руки снять снизу петлю с безымянного пальца левой руки. Петля, которая была на указательном пальце, должна остаться на среднем, а петля, которая снята с левой руки, должна остаться на указательном пальце правой руки. |
|
5 | На левой руке остаются 2 петли в указательном и среднем пальце. Петлю со среднего пальца переводим на безымянный, с указательного на средний палец. В петлю, которая находится, на среднем пальце продеваем указательный и большой палец, Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем левой руки снять петлю с нижней стороны со среднего пальца правой руки. На левой руке 3 петли, а на правой руке остается 1 петля в указательном пальце. | |
6 |
После каждого действия развести обе руки в стороны и натянуть петли, чтобы нити оказались переплетенными круче и плотнее.
|
|
7 |
Повторить действие с начала так же как в пункте 4. Каждый раз снимаем петли указательным пальцем и только с нижнего пальчика другой руки.
|
|
8 |
Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от того, сколько цветов подобрано в работе.
|
|
9 |
Готовую работу снять и оформить концы.
|
Тема: Ручное ткачество
Технологическая карта.
Ручное ткачество дерганием из 5 петель.
Оборудование и инструменты: пряжа, ножницы, станина.
№ | Содержание работы | |
1 | Для работы требуется:
Одна или несколько разноцветных ниток длиной 7 метра. Если подготовлены нити из нескольких цветов, то их нужно выровнять по длине и связать их в пучок.
|
|
2 | Один конец привязать к крючку или к неподвижному предмету (труба, ручка двери, к спинке стула и т.д.), нить распределить на 5 равные части и выровнять, другой конец привязать к тому же крючку
|
|
3 | Надеть концы 3 петель на пальцы левой руки – указательный, средний и безымянный палец, 4-ю и 5-ю петлю на указательный и средний палец правой руки.
Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.
|
|
4 | Развернуть пальцы правой руки, держащие петли, в сторону большого пальца. Нижнюю петлю правой руки провести со среднего пальца на безымянный палец. В верхнюю петлю правой руки продеть средний и большой палец. В этой петле окажется указательный, средний и большой палец. Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем правой руки снять петлю с безымянного пальца левой руки. Петля, которая была на указательном пальце, должна остаться на среднем пальце, а петля, которая снята с левой руки, должна остаться на указательном пальце правой руки. | |
5. | На левой руке остаются 2 петли в указательном и среднем пальце. Петлю со среднего пальца переводим на безымянный палец, с указательного на средний палец
|
|
. В петлю, которая находится, на среднем пальце продеваем указательный и большой палец. Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем левой руки снять петлю со среднего пальца правой руки. На левой руке опять 3 петли, а на правой руке остается 2 петли в указательном и среднем пальце. | ||
6 |
После каждого действия развести обе руки в стороны и натянуть петли, чтобы нити оказались переплетенными круче и плотнее.
|
|
7 | Повторить действие с начала так же как в пункте 4. Каждый раз снимаем петли указательным пальцем и только с нижнего пальчика другой руки. Этот прием называется «переборчик»
|
|
8 |
Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от того, сколько цветов подобрано в работе.
|
|
10 |
Готовую работу снять и оформить концы. При такой работе изделие получается круглым.
|
Технология изготовления сомпи
2 3 4 4а
4б 4в 5 5а
5б 6 6а 7
7а 7б 7в 7г
8 8а 9 10
Технология тканья на дощечке или на ручном станке из нити.
2 2а
2б 2в 2г 2д
2е 2ж 3 4
4а 6 6а 7
7а 8 8а 8б
Тканые шнурки
Результаты работы№ | Место участия | ФИО учеников | муниципальный | краевой | Секция |
1 | НПК «Шаг в будущее» Бурятское традиционное ручное ткачество. 2016 | Батодалаева Оюна
10 кл |
2 | Этнология | |
2 | НПК «Шаг в будущее» Применение ручного ткачества как аксессуар в одежде 2017 | Батодалаева Оюна 11 кл | 3 | Этнология | |
3 | Международная конференция «Буряад хэлэн: тyyхэ ба хугжэлтэ». (Бурятский язык: история и развитие) 29.10.2014 г. | Болотова В.Н.
Догдомова Цырена Жаргаланова Бэлигма |
грамота | Мастер класс
|
|
4 | Украшения из лодыжек с применением ручного ткачества 2016 | Жаргаланова Бэлигма | 2
|
2 | Прикладное искусство и Дизайн |